Лифт - тип транспорта, используемый для вертикального перемещения пассажиров и грузов. Сегодняшний пассажирский лифт может перевозить до тридцати человек, а шахтные пассажирские лифты - до 100 человек. Обычный лифт перемещается со скоростью от 0,5 - 4 м/с, а у высокоскоростного лифта скорость может быть 17 м/с. Грузовой лифт может перемещать до10 тонн груза со скоростью до 1,5 м/с.

Лифты для жилых домов - обязательный предмет комфорта и удобства, без которого невозможно представить современные небоскребы и обычные жилые дома. Тем не менеедалеко не многие помнят, каким образом и в какое время были созданы первые лифты. Сейчас мы расскажем об этом.Ученые называют моментом появления лифта 1743 год. Именно тогда по приказу французского короля Людовика XV, которому тогда минуло тридцать три года, во дворце в Версале был установлен первый лифт. Королю очень не хотелось напрягаться и подниматься в покои своей любовницы, находящиеся выше этажом.

Тем не менее прототип лифта, привычного нам, был создан больше чем через сто лет благодаря американцу Э. Г. Отису (1811 - 1861 гг.). Данный человек перебрал за свою жизнь много специальностей - работал на стройке и лесопилке, строил экпиажи. В 1852 году, во время работы на мебельной фабрике, изготовлявшей кровати, Отис получил непростое задание - создать грузовой подъемник для доставки досок на второй этаж. В 1853 году изобретатель открыл миру грузовой лифт с аварийным тормозом, который моментально реагировал в случае обрыва троса.

Отис присоединил трос к платформе лифта через плоскую пружину вроде рессоры, а по бокам подъемника присоедил зубчатые рельсы. Даже под весом неполной платформы пружина выгибалась и беспрепятственно проходила между рельсами. Если, не приведи господь, канат обрывался, пружина, выгибалась, застревала своими кончиками в зубцах рельсов и тем самым предотвращала крушение грузового лифта.

Отис окрестил свои подъемные платформы “безопасными лифтами” и открыл небольшую компанию по их изготовлению, которая и сейчас остается ведущим производителем в этой области.

В 1854 году Отис провел глобальную рекламную кампанию для продвижения на рынок выпускаемых им грузовых лифтов. В Нью-Йорке в выставочном зале с высоким куполом перемещалась подъемная платформа между двумя опорами высотой двенадацать метров. На самом верху конструкции стоял ассистент с огромным мечом в руках, а на самой платформе в груде ящиковкоробок и бочек прятался собственно изобретатель во фраке и в цилиндре.

Паровая машина подтягивала лифт под самый купол, а затем ассистент по команде Отиса стремительно обрубал канат мечом. Лифт устремлялась вниз, однако через 1-2 метра автоматика со страшным скрежетом срабатывала и предотвращала падение. Улыбающийся Отис снимал цилиндр и кланялся удивленным наблюдателям этого трюка.В 1857 году в 5-этажном доме на Бродвее появился первый пассажирский лифт, который произвела фабрика Отиса. Лифт вмещал до пяти человек и полнимался и опускался со скоростью 20 см/сек. Отис, к сожалению, не до конца осознал грандиозность своего изобретения, т. к., когда начали строить небоскребы, он уже умер.

В первых небоскребах использовали гидравлический лифт без каната, который был создан в Париже в 1867 году и чуть позднее вмонтирован на Эйфелевой башне. В длинном цилиндре помещался ходящий поршень, выталкивающий кабинку наверх под большим напором жидкости. Но такие лифты для жилых домов возможно было соорудить в здании не более 20 этажей, хотя и ходили в 20 раз быстрее, чем пассажирские лифты системы Отиса. Позднее гидравлику усовершенствовали - цилиндр разместили горизонтально, а канат, поднимавший кабину, тянулся посредством поршня через систему блоков.

Первый электрический пассажирский лифт был произведен в 1880 году немецкой компаниейфабрикой “Сименс и Гальске”, который за 11 секунд перемещался на высоту двадцать два метра. С того момента проблема высоты подъема уже не сдерживала рост количества этажей небоскребов.

Самый высокий небоскреб “Сирс Тауэр” в Чикаго (США) оснащен 106 пассажирскими лифтами. шестнадцать из них - 2-х-этажные: принимают и высаживают пассажиров одновременно на двух этажах. Для посетителей смотровой площадки на крыше установлены два экспресс-лифта, которые поднимаются на высоту 412 метров чуть больше, чем за минутку.